Клапаны запорные,обратные
Клапан, устанавливается на трубопроводе в качестве запорного устройства, и обеспечивает перекрытие потока рабочей среды путем перемещения запорного или регулирующего элемента возвратно-поступательно параллельно оси потока рабочей среды.
Ввиду обширности применения существует множество разновидностей клапанов. Клапаны бывают запорные, регулирующие, предохранительные, перепускные, обратные, отключающие, отсечные, кольцевые, электромагнитные.
Наибольшее распространение клапаны получили в качестве запорной арматуры, что объясняется обеспечением достаточно хорошей герметизации в запорном органе при относительно простой конструкции. Клапаны применяются как для жидких, так и для газообразных сред с широким диапазоном рабочих параметров: давления – от вакуума до 250 МПа, температуры – от -200 до +600 °С.
Чаще всего клапаны используются на трубопроводах небольших диаметров, так как в случае больших размеров усилия прикладываемые для управления клапаном значительно возрастают.
К достоинствам клапана можно отнести следующие:
- Возможность применения в условиях высоких давлений, температур, вакуума, коррозионных и агрессивных сред
- Относительная простота технического обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации
Конструкция клапанов во многом схожа с конструкцией задвижек. Главным же отличием является то, что перемещение затвора совпадает осью перемещения потока среда, а не перпендикулярно ему. Это дает ряд неоспоримых преимуществ:
- Малый ход затвора для полного открытия (не более 0,25 от номинального диаметра, в то время как у задвижек – не менее диаметра) и, как следствие, малая строительная длинна и масса.
- В клапанах гораздо проще обеспечить требуемую герметичность затвора, путем применения уплотнительных колец из различных неметаллических материалов.
- В отличие от задвижки у клапанов практически полностью исключается трения уплотнения затвора о седло, что существенно снижает износ уплотнительных поверхностей.
У клапана существуют и недостатки:
- Высокое гидравлическое сопротивление по сравнению с шаровыми кранами и задвижками
- Ограничение пределов применения по диаметру
- Наличие застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.